Дом и сад / Культура

Дедушкино наследие

Кто знает, почему двухметровые напольные часы назывались дедушкиными. Да и, если честно, далеко не каждый среднестатистический дедушка мог их себе позволить.

Собственно, сейчас с напольными часами обстоит такая же ситуация. Удовольствие это, прямо скажем, не из дешёвых. В среднем цена на такие механизмы варьируется от 1500$ до 5000$. Но это ведь не просто часы, верно? Это символ, это показатель, это воплощение надёжности, благополучия и родовитости семейства. Это практически заявка на аристократизм.

Напольные часы занимают почётные места в гостиных и столовых комнатах особняков и вилл. Они – вершины коллекций антиквариата, и будут в цене всегда. Настоящие «фирменные» дедушкины часы – это всегда ещё и вложение, через десятилетия они приобретут свою истинную ценность, налет истории и обрастут семейными легендами и воспоминаниями. Ну, это для романтиков, а чисто с практической точки зрения антиквариат – это вклад в будущее.

В России напольные часы появились вместе с картофелем и европейскими платьями, то есть в связи с петровскими реформами и нововведениями. Интерьерные напольные часы были большой редкостью, добыть которую можно было лишь за границей.

Конечно же, можно было купить и обычные настенные, но они чудовищно отставали, за сутки могли сбиваться на 15 минут, что по современным меркам и вовсе сводило бы пользу подобной техники к минимуму. Напольные же часы – это первые часы с маятником, и они были гораздо точнее: отставали уже на считанные секунды. Сейчас, конечно же, часы не потерпят погрешности и в десять секунд за месяц.

К слову, часовой механизм с маятником изобрёл голландский физик и математик Христиан Гюйгенс в 1657 году. Спустя несколько лет английский часовой мастер Эхезеурес Фромантил-старший, решая сугубо технические проблемы (надо было скрыть от постороннего вмешательства гири на очень длинном подвесе и маятник), сделал корпус своих часов настолько высоким, что оказалось проще их поставить на пол, чем повесить на стену. Это поистине гениальное дизайнерское решение определило последующую судьбу напольных часов: теперь они были не просто механизмом для измерения времени, они стали предметом меблировки, неотъемлемой частью респектабельного интерьера и его визитной карточкой.

Старинные напольные часы

Завод у механических напольных часов бывает двух типов:

1) тросовый завод ключом через отверстие в циферблате, без соприкосновения с цепями и гирями;

2) цепной завод «по старинке» – подтягиванием гири вручную.
При неосторожном заводе настройки могут сбиться, поэтому доверяют это ответственное занятие самым опытным и аккуратным членам семьи.

Заглавная буква интерьера

В наше время, как и в старину, напольные часы изготавливают из ценных пород дерева, таких как дуб, орех, бук, красное дерево, вишня. Качество древесины – очень важный момент, поэтому опытные мастера используют только резонирующие, музыкальные породы, которые обеспечат наилучшую акустику во время проигрывания мелодий, ведь характерная черта дедушкиных часов – их музыкальность. Что касается звука, то, как правило, за образец берут мелодии боя часов с башен самых известных соборов Европы, наиболее видные представители часовой отрасли до сих пор отдают предпочтение именно бою Westminster, Whittington, St. Michael.

Это может быть классическая модель без особых излишеств, а может и эксклюзивный вариант с тонкой резьбой, ручной инкрустацией слоновой костью, рельефными деталями и серебряным циферблатом. Если часы в простом вытянутом корпусе – это самодостаточный аксессуар для интерьера, то часы-витрина (механизм встраивается в полноценный шкаф-буфет) – это уже «тюнингованный» предмет мебели. На полках можно разместить фарфор, хрусталь, семейные фотографии в стильных рамках. Часто напольные часы дополняют небольшими настенными, выполненными в том же стиле, которые размещают в смежной комнате, например, большие в гостиной, а младшего собрата – в столовой.

Кстати, неправильно выбранное место для часов может испортить всё дело. Их нельзя ставить вплотную к мебели, это может нарушить чистоту звука, кроме того, их сложный механизм боится сквозняков. Их крайне не рекомендуется передвигать, так как настройки при этом также могут сбиваться.

Установку часов на их постоянное место и настройку обычно производит специальный мастер из салона, где были куплены часы. Он также проверяет все вертикали корпуса, убеждаясь, что часы стоят ровно, чтобы наклон не сбивал движение маятника. Кроме того, каждые 5–10 лет часы необходимо смазывать специальной синтетической смазкой. В общем, как и любая другая качественная и ценная вещь, механические напольные часы требуют за собой ухода и внимания.

Маэстро часовых дел

Начиная с середины XIX века одним из лучших производителей часов становится Германия. Немецкие напольные часы характеризуются строгими прямыми линиями и солидным дизайном. Так, компания Hermle с 1922 года выпускает напольные часы и неизменно отдает предпочтение классическим традициям: стильный закругленный корпус из качественного дерева плюс умеренный декор. А знаменитая компания Howard Miller успешно сочетает колорит антикварного декора (модели искусственно старятся) и самых современных тенденций.

Дедушкиными называют часы высотой более 1,8 м. Экземпляры пониже называются бабушкиными.

Итальянская фирма Gallo поражает пышностью декора своей продукции. В отличие от Hermle, Gallo специализируется в основном на оправах часовых механизмов немецкого и бельгийского производства с уклоном в барокко и рококо. Дизайнеры марки разрабатывают модели по эскизам дворцовых часов XVII–XVIII вв. Применяются различные материалы: дерево, фарфор, металл, камень. Используются сложные техники деревянной мозаики – интарсия и маркетри (в первом случае различные по цвету, фактуре и породе деревянные кусочки врезаются в основу, во втором – наклеиваются на нее).

Напольные часы Sinix являются яркими представителями южнокорейской часовой продукции. Часто эти модели, выполненные в современном стиле, имеют несколько новаторский облик, могут быть сделаны, например, в стеклянном прозрачном корпусе. Иногда классический механизм заменяется кварцевой «начинкой», за счет чего модель может принимать очень фантазийную форму – она уже не диктуется гирями и маятником.

В общем, устоявшийся символ нестареющих традиций может быть и вполне оригинальным воплощением новаторской мысли. Приобретенные сегодня необычные напольные часы, приковывающие к себе восхищенные взгляды гостей вашего хай-тековского дома, через тридцать лет вполне могут стать атрибутом прошлой эпохи, реликвией, которую трогательно именуют «дедушкиными».

My grandfather’s clock («Часы моего дедушки») – песня, написанная в 1876 году композитором Генри Клей Ворком и завоевавшая популярность в 40–50 гг. XX века. В основе текста песни – история двух братьев-часовщиков, чьи напольные часы украшали холл небольшого британского отеля. После смерти старшего брата часы стали отставать, и остановились совсем, когда умер младший.

Пару веков назад напольные часы все еще считались штучным товаром. Даже во дворцах, принадлежавших царской фамилии, их было не так уж много. Например, из 69 часов во всем Петергофе было всего пять напольных (двое привезены из Англии, остальные – производства петербургских часовщиков иностранного происхождения), в Царском Cеле – тоже только пять из целой сотни. Конечно, среди дворцовых экземпляров встречались и настоящие уникумы. Например, английские часы, в которых есть и механический или духовой орган, созданные мастером Уильямом Уинроу в 1734–1745 годах. Сейчас они хранятся в Меншиковском дворце.

Текст – Вера Однолько

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Из той же оперы